Прорыв в авиационных материалах
Специалисты Уральского федерального университета (УрФУ) совместно с Институтом электрофизики УрО РАН представили революционное покрытие SiAlCN (кремний-алюминий-углерод-азот). Этот материал обеспечивает надежную защиту компонентов авиадвигателей от окисления при сверхвысоких температурах, что критически важно для гражданской авиации и вертолетов.
Ключевые преимущества разработки
✔ Синтез при низких температурах (всего до 400°C)
✔ Рекордная твердость – до 31 ГПа (как у алмазоподобных покрытий)
✔ Отсутствие дефектов в структуре материала
✔ Универсальность – подходит для стали, титана и даже поликарбоната
В отличие от традиционных методов, требующих нагрева свыше 1000°C, новая технология исключает риск деформации деталей.
Как создавалось инновационное покрытие?
В основе разработки – уникальная гибридная технология, объединяющая:
🔹 Испарение алюминия
🔹 Плазменную активацию кремнийорганического прекурсора
На совершенствование технологии ушло 2 года и более 10 серий испытаний. В результате ученые добились идеального состава и структуры покрытия.
Где будет применяться новинка?
✈ Авиастроение – защита турбин от перегрева и коррозии
🏭 Промышленность – обработка металлов и полимеров
📡 Высокие технологии – создание сверхчувствительных тонкопленочных датчиков
«Технология готова к масштабированию для промышленного производства», – подчеркивает Андрей Меньшаков, старший научный сотрудник УрФУ.
Планы по внедрению
В ближайшее время покрытие испытают на реальных компонентах:
🔸 Газовых турбинах
🔸 Реактивных двигателях
Параллельно ведутся работы по адаптации технологии для других отраслей, включая энергетику и электронику.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (грант №20-79-10059) и опубликовано в авторитетном журнале Ceramics.