Почему обсуждается переход на отечественные авто?
В последние годы российское правительство активно продвигает политику импортозамещения, и сфера такси не стала исключением. С 2025 года может вступить в силу закон, обязывающий таксопарки использовать автомобили с высокой степенью локализации. Однако, как показывает исследование Общественного совета по развитию такси, большинство водителей категорически против такого перехода.
Почему таксисты не хотят пересаживаться на Lada и «Москвичи»? Чем грозит закон о локализации для пассажиров и перевозчиков? И есть ли у российского автопрома шанс завоевать доверие таксистов? Разбираемся в деталях.
Что показал опрос таксистов?
В исследовании приняли участие 276 таксопарков, эксплуатирующих более 150 тыс. автомобилей. Результаты оказались неутешительными для отечественного автопрома:
Предпочтения водителей
- 70% таксистов хотели бы заменить российский автомобиль на иномарку.
- Только 11% таксопарков используют не российские модели.
- 38% компаний вообще не имеют отечественных машин в автопарке.
Самые популярные марки в такси
При этом Lada удерживает второе место лишь за счет господдержки и низкой цены, а не за счет качества.
Доля российских авто в таксопарках
- У 40% перевозчиков отечественные машины составляют не более 20% автопарка.
- У остальных их доля еще ниже – 10–18%.
Вывод: Даже при текущих льготах и субсидиях таксопарки не спешат закупать российские авто.
Почему таксисты отказываются от Lada и «Москвичей»?
Основные претензии водителей касаются надежности, комфорта и экономической целесообразности.
Частые поломки и дорогое обслуживание
- 63% водителей сталкиваются с 3 и более внеплановыми ремонтами в год.
- 57% тратят свыше 70 тыс. руб. ежегодно на обслуживание одной машины.
- Первый серьезный ремонт часто требуется уже в первый год эксплуатации.
Низкий комфорт для пассажиров
- Тесный салон (особенно у Lada Granta).
- Не открываются полностью стекла (проблема вентиляции).
- Отсутствие кондиционера (критично летом).
- Плохая шумоизоляция и скрипы.
Отказы пассажиров от поездок
Многие клиенты, увидев российскую машину, предпочитают отменить заказ. Водители отмечают, что Lada и «Москвичи» ассоциируются с низким уровнем сервиса.
Мнение экспертов
Антон Шапарин, вице-президент Автомобильного союза:
«Таксопарки, пробовавшие Lada Granta, быстро от них отказались. Эти машины не предназначены для такси – они неудобны, ненадежны и отпугивают клиентов. Водители не хотят на них работать, потому что видят: пассажиры против».
Закон о локализации такси: что изменится с 2025 года?
С 1 октября 2025 года может вступить в силу закон, требующий от таксопарков использовать автомобили с локализацией не менее 3,2 тыс. баллов или выпущенные по специнвестконтрактам (СПИК).
Какие машины подходят под требования?
На сегодня критериям соответствуют:
✅ 3 модели АвтоВАЗа (Lada)
✅ 2 модели «Москвича»
✅ Электромобили «Моторинвест»
Но даже эти модели не удовлетворяют запросам таксистов по надежности и комфорту.
Последствия для отрасли
🔻 Рост цен на такси
- «Яндекс Такси» прогнозирует подорожание на 25–50% из-за дефицита машин.
- В отдаленных регионах (Сибирь, ДВ) тарифы могут взлететь на 40–50%.
🔻 Массовый уход водителей
- 70–90% самозанятых в Сибири и на Дальнем Востоке могут потерять работу.
- «Опора России» ожидает сокращения 20–35% легальных перевозчиков.
🔻 Проблемы с лизингом и кредитами
- Частники не смогут купить новые машины из-за высоких ставок.
- Лизинг доступен только юрлицам, что вытеснит самозанятых в «серую» зону.
Есть ли альтернативы? Мнения «за» и «против»
Аргументы сторонников локализации
Виталий Гаевский, профессор МАДИ:
«Если российские авто для такси станут надежными и комфортными, это даст толчок всей отрасли. Единый парк удешевит ремонты и сервис».
Но пока ни одна отечественная модель не соответствует этим требованиям.
Кто против закона?
- РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) – предупреждает о дефиците машин и росте цен.
- «Яндекс Такси» – опасается коллапса рынка в регионах.
- Национальный совет такси – считает закон преждевременным.
Что будет дальше?
- Второе чтение законопроекта пока не назначено.
- Администрация президента предлагает смягчить требования, но окончательное решение не принято.
Главный вопрос: успеет ли российский автопром улучшить качество машин до 2025 года? Пока что шансы малы – водители и пассажиры голосуют против.
Заключение: стоит ли ждать перехода такси на российские авто?
🔹 Сейчас – водители не хотят пересаживаться на Lada и «Москвичи» из-за низкого качества.
🔹 После 2025 года – возможен кризис отрасли: рост цен, нехватка водителей, недовольство пассажиров.
🔹 Единственный выход – либо отложить закон, либо кардинально улучшить российские автомобили.
Пока ситуация выглядит тупиковой – и если закон примут в текущем виде, рынок такси ждут серьезные потрясения.