В ближайшем будущем привычка доставать паспорт или посадочный талон при проходе в зону предполетного досмотра российских аэропортов может уйти в прошлое. По оценкам экспертов отрасли, к 2029-2030 годам безбарьерный проход по биометрии станет доступен пассажирам большинства крупных воздушных гаваней России. Эта технология, активно тестируемая уже сегодня, обещает сделать процесс авиапутешествий значительно быстрее и удобнее, заменив бумажные документы цифровым профилем пассажира.
Шереметьево – пилотная площадка: Тесты кабин будущего уже идут
Ключевой драйвер этого процесса – Международный аэропорт Шереметьево (МАШ). Как заявил на форуме ЦИПР-2025 Дмитрий Ильин, заместитель генерального директора МАШ по информационным технологиям, тестирование инновационных биометрических кабин для прохода в зону предполетного досмотра уже ведется полным ходом. Новые кабины позволят пассажиру пройти в зону досмотра, идентифицировав себя исключительно по биометрическим данным, прежде всего по лицу. Показывать бумажный документ (паспорт или посадочный) не потребуется. По словам Ильина, после завершения текущего этапа тестирования последуют обязательные процедуры сертификации оборудования, а затем – его масштабное внедрение в инфраструктуру аэропорта.
Почему именно 2029-2030? Этапы большого пути
Прогнозируя сроки массового внедрения технологии прохода по биометрии в зону досмотра именно на рубеже 2029-2030 годов, Дмитрий Ильин подчеркнул необходимость последовательного выполнения ряда важных шагов. Во-первых, требуется завершить тестирование и убедиться в абсолютной надежности, точности и безопасности работы биометрических кабин в условиях реального пассажиропотока, а также получить все необходимые разрешения регулирующих органов в ходе сертификации. Во-вторых, технология должна быть бесшовно интегрирована с существующими системами аэропорта (регистрация, досмотр, посадка) и, что критически важно, с Единой биометрической системой (ЕБС) России. В-третьих, необходимо установить достаточное количество кабин для обслуживания пассажиропотока крупных аэропортов без создания очередей. Также, вероятно, потребуются уточнения в законодательстве, регламентирующем процедуры досмотра и использование биометрии. И наконец, нужно время, чтобы пассажиры узнали о новой возможности и доверились технологии распознавания лиц.
Цель: Полный цифровой цикл “от входа до посадки”
Конечная цель, озвученная Ильиным, гораздо масштабнее, чем просто проход на досмотр без документов: «Пассажиру не обязательно будет иметь с собой паспорт для того, чтобы из точки А добраться в точку Б». Речь идет о создании сквозного биометрического коридора, охватывающего все ключевые точки маршрута пассажира внутри аэропорта. Это включает регистрацию на рейс (онлайн или через киоск с биометрией), проход в зону предполетного досмотра по биометрии, покупки в Duty Free (где биометрическая оплата уже тестируется в некоторых локациях), проход на посадку по биометрии и, в перспективе для международных рейсов, прохождение пограничного контроля с использованием биометрических данных.
Биометрия на границе: Шереметьево уже впереди
Важно отметить, что Шереметьево не начинает внедрение биометрии для досмотра с нуля. Как напомнил Дмитрий Ильин, аэропорт уже является лидером во внедрении биометрического пограничного контроля для вылетающих за рубеж пассажиров. С 2021 года в терминалах Шереметьево установлено 10 специализированных биометрических кабин. Эти кабины используют биометрические данные из чипов загранпаспортов, выпущенных с 75-й серии (паспортов нового поколения). В текущем году аэропорт планирует установить еще 10 таких кабин, удвоив их количество и значительно увеличив пропускную способность. Этот опыт бесценен для отработки технологии, взаимодействия с пограничными службами и оценки восприятия пассажирами биометрического контроля в аэропортах России.
Международный контекст и вызовы
Внедрение безбумажного прохода на досмотр по биометрии – часть общемирового тренда на цифровизацию авиаперевозок и создание бесшовного пассажирского опыта (Seamless Travel). Подобные системы в различных формах уже работают или тестируются в аэропортах Дубая (ОАЭ), Хельсинки (Финляндия), Атланты (США), Сингапура и других ведущих хабов. Однако масштабное внедрение сквозного биометрического контроля в России ставит уникальные задачи. Оснащение десятков аэропортов требует значительных инфраструктурных затрат. Необходимо обеспечение единого стандарта и совместимости систем разных аэропортов и авиакомпаний. Гарантии защиты биометрических данных пассажиров от утечек и несанкционированного использования – критически важный аспект, вызывающий вопросы у общества. Потребуется максимальная прозрачность и надежность используемых криптографических протоколов и систем хранения данных Единой биометрической системы. И принципиально важно, чтобы технология оставалась опцией, а не принудительной мерой; традиционный способ прохода по документам должен сохраняться для всех пассажиров.
Что это даст пассажирам? Преимущества будущего
Массовый переход на безбарьерный проход по биометрии в зону досмотра к 2030 году сулит пассажирам российских аэропортов ряд существенных выгод. Главное преимущество – скорость: значительно сократится время прохождения контрольных точек за счет отсутствия необходимости поиска и предъявления документов. Удобство также возрастет – руки пассажира будут свободны, что особенно актуально при провозе ручной клади или путешествии с детьми. Уменьшение физических контактов с поверхностями и персоналом может быть важно с точки зрения гигиены. Автоматическая идентификация снизит риск человеческой ошибки при проверке документов. И, наконец, более равномерное распределение пассажиропотока благодаря биометрическим кабинам поможет снизить очереди на досмотре, делая процесс более предсказуемым.
Цифровой профиль вместо бумаги – реальность ближайшего десятилетия
Прогноз заместителя гендиректора Шереметьево Дмитрия Ильина о повсеместном внедрении прохода в зону досмотра по биометрии к 2029-2030 годам выглядит амбициозно, но достижимо на фоне активных тестов и уже имеющегося опыта аэропорта в биометрическом контроле на границе. Это закономерный шаг в эволюции авиаперевозок, направленный на создание максимально комфортного и эффективного пассажирского опыта. Успех реализации будет зависеть не только от технологий, но и от решения ключевых вопросов безопасности данных, масштабируемости инфраструктуры на всю страну и готовности самих пассажиров доверить свое лицо цифровым системам аэропортов России. Будущее, где бумажный паспорт в аэропорту станет анахронизмом, не за горами.