Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая использование, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Принять
Russian Smart NewsRussian Smart NewsRussian Smart News
  • Главная
  • Новости
  • Импортозамещение
  • Разбор
  • Ещё
    • Гаджеты
    • Вспоминаем прошлое
    • Рассуждения
    • Знай наших!
    • Брэнды. История развития
    • Хронология
  • Контакты
  • Разместить пост
Статья: Белгородские ученые создали революционный жаропрочный сплав для авиации и космоса
Оповещения Показать ещё
Font ResizerAa
Russian Smart NewsRussian Smart News
Font ResizerAa
Поиск
  • Разместить пост
  • Главная
    • Новости
    • Импортозамещение
    • Разбор
    • Гаджеты
    • Брэнды. История развития
    • Вспоминаем прошлое
    • Знай наших!
    • Рассуждения
    • Хронология
  • Контакты
Telegram Vk
Вход
Все права защищены © 2025 Russian Smart News
Russian Smart News > Новости > Белгородские ученые создали революционный жаропрочный сплав для авиации и космоса
Новости

Белгородские ученые создали революционный жаропрочный сплав для авиации и космоса

Просмотров: 104
25.07.2025
инновации в авиастроении России

В мире авиастроения и космических технологий надежность материалов – это вопрос безопасности и эффективности. Ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») совершили значительный прорыв в этой области, разработав уникальный жаропрочный сплав для авиации, способный сохранять выдающиеся механические свойства при экстремальных температурах до 800 °C. Эта инновация обещает повысить надежность и долговечность критически важных узлов летательных аппаратов.

Проблема современных авиационных материалов, особенно для двигателей и элементов, работающих в условиях сильнейшего нагрева, давно известна специалистам. Традиционные тугоплавкие сплавы, например, на основе молибдена, вольфрама или тантала, хоть и обладают высокой прочностью, имеют существенные недостатки. Главные из них – крайне низкая пластичность (часто не более 2%) и очень высокая плотность, что увеличивает общий вес конструкции и ограничивает их применение. Существующие же титановые сплавы, такие как широко используемый ВТ6, теряют необходимую прочность при температурах выше 600-700 °C.

Решение этой сложной инженерной задачи белгородские исследователи нашли в классе высокоэнтропийных сплавов (ВЭС). В отличие от традиционных сплавов, где один-два элемента составляют основу, а остальные добавляются в небольших количествах, ВЭС состоят из пяти или более основных элементов, взятых в приблизительно равных атомных долях. Такая многокомпонентность принципиально меняет структуру материала и часто приводит к неожиданно высоким сочетаниям прочности и пластичности, особенно при высоких температурах.

«Особый интерес для аэрокосмической отрасли представляют именно сложные сплавы на основе тугоплавких элементов. Они демонстрируют потенциал для сохранения выдающихся прочностных характеристик в экстремально широком диапазоне температур – от криогенных до температур, близких к точке плавления», – поясняет Максим Озеров, научный сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ».

Реклама

Именно такой материал и удалось создать команде БелГУ. Уникальный высокоэнтропийный сплав разработан на основе шести ключевых элементов: алюминия (Al), титана (Ti), ванадия (V), хрома (Cr), циркония (Zr) и ниобия (Nb). Для достижения максимальной однородности структуры и исключения дефектов, полученный состав подвергался сложному процессу многократного вакуумного переплава.

Результаты всесторонних испытаний сплава превзошли ожидания и подтвердили его исключительные свойства:

  1. Выдающаяся прочность при комнатной температуре: Предел прочности составляет 1456 мегапаскалей (МПа).
  2. Высокая пластичность: При 20°C материал демонстрирует пластичность 14,7%, что существенно выше показателей многих традиционных тугоплавких сплавов.
  3. Стабильность при экстремальном нагреве: При температуре 800 °С, критической для работы многих авиационных узлов, сплав сохраняет:
    • Прочность 1192 МПа.
    • Феноменальную пластичность более 50% (способность к деформации без разрушения).
  4. Сравнительное преимущество: Для контекста: широко применяемый в авиации титановый сплав ВТ6 при 800 °С показывает прочность лишь в диапазоне 600-800 МПа, что значительно ниже нового материала от БелГУ.

«Наша разработка существенно превосходит известные аналоги, – подчеркивает Максим Озеров. – Созданный нами материал значительно легче традиционных тугоплавких сплавов (на основе Mo, W, Ta), при этом он не только не уступает им в прочности при высоких температурах, но и обладает беспрецедентно высокой пластичностью. Это сочетание открывает совершенно новые возможности для конструирования».

Патент на изобретение RU 2 835 239 C1 официально закрепляет приоритет Белгородского университета в создании этого перспективного материала. Разработка открывает путь к созданию конкурентоспособных деталей нового поколения для самых нагруженных узлов:




Читайте "Russian Smart News" в Telegram - подписаться



  • Лопаток и дисков газотурбинных двигателей гражданской и военной авиации.
  • Элементов реактивных двигателей и теплозащитных систем космических аппаратов.
  • Других высокотемпературных систем, где критичны сочетание малого веса, прочности и устойчивости к длительному нагреву.

Внедрение этого инновационного сплава в авиастроение и космическую отрасль может стать важным шагом к повышению топливной эффективности двигателей за счет снижения веса, увеличения их ресурса и, как следствие, повышения общей надежности и безопасности воздушных судов. Работа белгородских ученых – яркий пример того, как фундаментальные исследования в области материаловедения приводят к прорывным решениям в высокотехнологичных отраслях промышленности. Дальнейшие исследования будут направлены на оптимизацию технологии производства и поиск промышленных партнеров для внедрения.

- Реклама -
Тэги:АвиастроениеАвиацияБелГУВЭС
Поделитесь этой статьей
Whatsapp Whatsapp VKontakte Telegram Email Copy Link
Оцените статью
Нравится0
НЕ нравится0
Смешно0
Скучно0
Обидно0
Комментариев нет

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Please Login to Comment111.

Реклама
Последние новости
Таргетная терапия лейкоза: Ученые МГУ нашли способ уничтожать рак с минимальными побочками
25.07.2025
Обязательная биометрия для онлайн-покупок: Эксперимент стартует в России – чего ждать покупателям и ритейлу
25.07.2025
Россия создает первое производство сверхчистого гексафторида вольфрама: прорыв для микроэлектроники
25.07.2025
Байкал Электроникс запустил выпуск первых российских микроконтроллеров BE-U1000 на открытой архитектуре RISC-V
24.07.2025
VK представила открытую нейросеть RuModernBERT для обработки русского языка
24.07.2025
Значимые vs обычные: как новый закон разделит российских разработчиков ПО
24.07.2025
Российский масс-спектрометр нового поколения: дешевле, компактнее и не уступает импортным аналогам
24.07.2025
Новый закон о прокладке линий связи вдоль автодорог: что изменится в России
22.07.2025
Россия разрабатывает первую отечественную судостроительную САПР тяжелого класса
22.07.2025
В Вологодской области начнётся строительство завода по производству печатных плат полного цикла
22.07.2025

Ещё интересное

Новости

Компьютерное зрение Сбера успешно протестировано на Горьковском автозаводе

2 мин на чтение
OKO Phone 5
ГаджетыНовости

Бизнес-смартфон OKO Phone 5: российское решение для защищённой мобильной работы

2 мин на чтение
Новости

Тюменские ученые разработали инновационную систему биометрической аутентификации для Linux

3 мин на чтение
микрочипы
ИмпортозамещениеНовости

Российский завод «НМ-Тех» инвестировал 118 млрд рублей в производство микрочипов

3 мин на чтение
RussianSmartNews

Расскажем о самых важных событиях из мира технологий разработанных в России.

© Russian Smart News 2025. Все права защищены. При копировании текстовых материалов обязательна ссылка на источник. О нас.

 

Редакция не гарантирует точность и полноту информации, опубликованной в новостных материалах. Все размещенные на сайте материалы — включая новости, аналитические обзоры, информационные статьи и иные данные — носят исключительно информационный характер. Копирование контента разрешено только при условии соблюдения установленных правил цитирования.

Сайт может использовать технологии персонализации контента.

Доступ к материалам предоставляется бесплатно. Ресурс предназначен для аудитории старше 12 лет.

Политика конфидециальности

Пожаловаться

12+

Разделы

  • Новости
  • Импортозамещение
  • Разбор
  • Вспоминаем прошлое
  • Рассуждения
  • Знай наших!
  • Брэнды. История развития
  • Хронология
Россия
Добро пожаловать

Войдите в свою учетную запись

Имя пользователя или адрес электронной почты
Пароль

Забыли свой пароль?

Нет аккаунта? Регистрация